Coolstream

Трансмиссионные масла

Какое масло лить в КПП ВАЗ-2109 и когда менять

  • 30 июня, 2025
  • Время чтения: 3 минуты
Какое масло лить в КПП ВАЗ-2109 и когда менять

“ВАЗ-2109”, или как ее иногда называют “девятка”, – это российский пятидверный хэтчбек с передним приводом.

Как и любой другой автомобиль, “девятка” нуждается в правильном обслуживании и эксплуатации, особенно в вопросах замены масла в коробке переключения передач (КПП).

В этой статье мы расскажем о том, какое масло лучше использовать в КПП “ВАЗ-2109”, а также о том, как и с какой периодичностью это нужно делать.

Какое масло использовать в КПП “ВАЗ-2109”? Рекомендации производителя

Выбирая трансмиссионное масло для КПП “ВАЗ-2109”, вы можете обратиться к мнениям других владельцев автомобиля или ознакомиться с руководством по эксплуатации.

Производитель рекомендует заливать всесезонные масла на минеральной основе, такие как Рексол Т GL-4 80W-85, Омскойл Транс П GL-4/5 80W-85 и Волнез ТМ-4 80W-90. Также допустимо использование других отечественных и зарубежных трансмиссионных жидкостей.

Главное, что следует учитывать при выборе, – это класс масла. Для “ВАЗ-2109”, имеющей передний привод, подойдут трансмиссионные жидкости класса GL-3 и GL-4 (ТМ-3 и ТМ-4). Некоторые владельцы рекомендуют масла класса GL-5 (ТМ-5), но их применение может негативно повлиять на синхронизаторы коробки передач.

На заводе в КПП “девятки” использовалось минеральное трансмиссионное масло Лукойл. Это масло было достаточно хорошим на первое время, особенно в теплую погоду, хоть зимой оно и не показывало себя наилучшим образом.

Минеральное трансмиссионное масло Лукойл

Изображение взято с сайта https://market.yandex.ru

Одним из преимуществ минералок является их доступная цена по сравнению с синтетическими и полусинтетическими маслами.

При этом масла на минеральной основе вполне хорошо справляются со своей смазочной функцией, так что даже самое бюджетное масло сможет прослужить 50000…70000 километров. Однако с наступлением зимы жидкость может начинать загустевать, что затруднит запуск двигателя при сильных морозах.

Синтетические и полусинтетические трансмиссионные масла, в свою очередь, имеют более высокую стоимость, но и обладая рядом преимуществ.

Вот некоторые из достоинств таких масел:

  • Более современные технологии, включающие множество присадок, которые уменьшают износ деталей КПП и продлевают срок службы трансмиссии.
  • Загустевают при более низких температурах, что позволяет практически мгновенно запускать двигатель даже в холодную погоду.
  • Быстро нагреваются и становятся текучими, что улучшает работу системы.

Распространенное мнение о том, что синтетическое масло может выдавливать сальники и течь через соединения, не имеет под собой оснований.

Периодичность замены масла в трансмиссии “ВАЗ-2109”

Рекомендуемый производителем интервал замены масла в механической трансмиссии “ВАЗ-2109” составляет 75000 километров. Этот срок актуален как для автомобилей с карбюраторным, так и с инжекторным двигателем.

Некоторые владельцы предпочитают менять трансмиссионное масло перед наступлением зимы, однако выполнять эту процедуру каждый год не обязательно. За год эксплуатации масло вполне сможет выполнять свои функции без потери эффективности.

Однако внеплановая замена масла может понадобиться в следующих случаях:

  • При проблемах с включением первой передачи (или других скоростей).
  • При обнаружении отложений или следов износа в трансмиссии.
  • Если произошла утечка масла и вы не можете идентифицировать, какое масло было залито ранее.
  • Если от масла слышен запах гари.
  • При необходимости ремонта трансмиссии.

Контроль уровня масла в трансмиссии “ВАЗ-2109”

Теперь обсудим, сколько масла нужно для трансмиссии “ВАЗ-2109” и как проверить его уровень.

Для полной замены масла в четырехступенчатой КПП требуется около 3 литров, а в пятиступенчатой – около 3,3 литра. Эти данные можно найти в техническом руководстве автомобиля.

Для проверки уровня масла в КПП “девятки” воспользуйтесь щупом, который должен находиться в подкапотном пространстве рядом с аккумулятором.

Вытащите щуп, протрите его чистой тряпкой и снова вставьте на место. Затем извлеките его снова. Если след масла находится между отметками минимума и максимума, то уровень в порядке. В противном случае потребуется долить масло или слить его излишки.

Самостоятельная замена масла в КПП “ВАЗ-2109”

Процесс замены масла состоит из двух этапов – подготовки и самой замены трансмиссионной жидкости.

Подготовительный этап

Перед началом работ подготовьте следующие инструменты и материалы:

  • Гаечные ключи на 10 и 17.
  • Емкость для сбора отработанной жидкости (можно использовать старое ведро, обрезанную канистру или пластиковую бутылку большого объема).
  • Новое трансмиссионное масло.

Процесс замены трансмиссионного масла

Установите автомобиль над смотровой ямой или эстакадой. Заглянув под машину, вы увидите защиту двигателя, которая крепится болтами под передним бампером. Их нужно открутить с помощью гаечного ключа на 10, а также демонтировать два винта, фиксирующих защиту ближе к салону.

Подставьте подготовленную емкость под сливное отверстие. С помощью ключа на 17 открутите болт, выполняющий функцию сливной пробки. Будьте аккуратны, так как масло может находиться под давлением и заглушка может упасть в емкость.

Подождите около 10 минут, пока старая трансмиссионная жидкость полностью не сольется из КПП. Затем закрутите пробку обратно. Обязательно проверяйте резиновое уплотнение на пробке – если оно изношено, его следует заменить.

Проверьте качество слитого трансмиссионного масла. Если оно черного цвета и в нем есть металлическая стружка или отложения, рекомендуется промыть КПП, чтобы удалить загрязнения. Для этого потребуется специальное промывочное масло.

Извлеките щуп и залейте промывочную жидкость в освобожденное отверстие. Установите щуп на место и запустите двигатель. Попереключайте передачи, чтобы промывочное масло лучше разошлось по системе.

После завершения этих действий заглушите двигатель, слейте масло и оцените его состояние. Если в жидкости имеются отложения или стружка, повторите промывку. Если же масло практически прозрачное, слейте его и закрутите пробку.

Залейте новую трансмиссионную жидкость, контролируя ее уровень с помощью щупа. Запустите двигатель и снова переключите все передачи. Заглушите автомобиль и проверьте уровень масла еще раз. Если он ниже необходимого, долейте.

После замены масла в КПП полезно проверить нижнюю часть трансмиссии на наличие протечек. Если использовалась старая прокладка, масло может сочиться из сливного отверстия.